Цветные сны
Ольга Быкова
Витражи имеют многовековую историю и подразделяются на множество видов. Как и любое произведение искусства, витражи вдыхают жизнь в интерьер, делают его неповторимым. Мы расскажем о наиболее популярных на сегодня витражных техниках, о том, как витражи лучше использовать в интерьере, и сколько может стоить это удовольствие.
Словарь
Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло) - произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов
Стекло и металл
В том, как выглядит витраж, важно две вещи (если не учитывать человеческий фактор) – из какого стекла он сделан и по какой технологии. Начнем со стекла. Сегодня художники используют огромное его разнообразие - прозрачное и цветное, листовое и фактурное, не говоря уж о способах обработки - термических, химических и механических. Стекло одного и того же цвета воспринимается по-разному, в зависимости от того, плоское оно или рельефное, толстое (6-10 мм), тонкое (2 мм) или выполненное в виде огромных сплавленных кусков. В витражах используют и дутое стекло. Внутри каждого его элемента содержится воздушный пузырь, преломляющий свет уж совсем по-особенному.
Часто в одном витраже применяется несколько технологий изготовления для большей выразительности изделия.
Существует множество технологий изготовления витража. Очень часто в одном изделии используется сразу несколько техник для выразительности. Наиболее популярные на сегодняшний день – это техника «Тиффани», классический и накладной витраж, фьюзинг, роспись по стеклу, а также пескоструйная технология. В сущности, для современных витражистов уже не существует принципиальной разницы между техникой классического витража и так называемой техникой «Тиффани». И то и другое (в отличие от техник спекания, гравировки, травления) - наборный паечный витраж. Классический свинцовый профиль способен объединить достаточно крупные куски стекла. Техника «Тиффани» позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту по периметру, а затем спаивается с другими элементами витража. Она позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы сделаны выпуклыми или вогнутыми. Прочную, но менее гибкую и эластичную латунь для соединительного профиля применяют в тех случаях, когда линии витражного рисунка на эскизе - прямые или изогнуты по большим радиусам.
В усовершенствованной классической технологии используют вместо цветного стекла сверхпрочную специальную пленку. Такие витражи лучше подходят для больших полотен – витражных окон и дверей, потому что более функциональны (стекло не расколется, не выцветет, кроме того, они не пропускают холодный воздух в помещение).
«Фьюзинг» (от английского fusing - плавка, плавление, слияние, спекание) - это техника, которая исключает использование металлического профиля. На отдельном листе стекла собирается рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. В зависимости от особенностей технологии, слои могут растекаться или нет, пятна смешиваются или остаются четко очерченными, оказываются объемными или едва выпуклыми. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией «фьюзинг» достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. Фьюзинг чаще используется в небольших изделиях – панно, вставках в мебель, часах и пр.
Делают и бесшовные витражи. Стекло гравируют, используя пескоструйную технику. Эта технология основана на контрасте прозрачного стекла с матовым. Матовая поверхность стекла создается при помощи обработки стекла сжатым воздухом с абразивным песком. Также витраж может быть создан с помощью специальных красок, которые благодаря обжигу становятся очень прочными и не выцветают. Часто эта техника используется как дополнение к какой-то другой технологии. Стекла также склеивают, используя специальный цветной или прозрачный клей, твердеющий при ультрафиолетовом облучении.
«И сквозь это стеклышко я на мир гляжу…»
Возможность использования витражей в интерьере бесконечна. Традиционно витраж применяется в дверных полотнах, створках ширм, как вставки в мебель (шкафы, столешницы и пр.), стены и потолок, в качестве обрамления зеркал. В последнее время их даже вставляют в обычные стеклопакеты - ведь половиной того эффекта, который производят витражи, они обязаны свету, который сквозь них проходит. Отсюда же – множество настольных светильников и люстр, выполненных в технике витража. Также витражными могут быть рамки для картин, аквариумы, настенные декоративные панно, часы и многое другое. Очень удачно сочетание техники витража с ковкой.
Цена бесценного
Следует отличать произведение искусства от ремесленного изделия. Насколько разный они производят эффект, настолько по-разному и стоят.
Стоимость изготовления витражей всегда индивидуальна, и зависит от следующих факторов: площадь витража, сложность рисунка, вид техники, стоимость стекла. Также важно, применяется ли специально подготовленное стекло: эрклёз, фацет, литые элементы, роспись с последующим обжигом и пр.
Специалисты сходятся во мнении, что сложный витраж не может стоить меньше 750-850 у.е. за кв.м. Простые витражи будут в 1,5-2 раза дешевле.
Словарь
Эрклез - кусочки оплавленного стекла
Фацет - скошенная грань зеркального стекла, также плоскость грани драгоценных камней.