Кабельные системы обогрева дорожек
Дарья Николаева
Поскользнулся, упал, очнулся — лед. Кругом лед: и у гаража, и на дорожках, и на ступеньках. Этой ситуации легко можно избежать. Нужно просто обогреть те места, куда ступает нога человека и колесо автомобиля.
Кабельные системы обогрева наружных площадей имеют ряд преимуществ. Помимо того, что они очищают поверхность от снега и льда, они еще и увеличивают срок службы дорожек, тротуаров и ступеней. К тому же наличие подобной автоматики значительно сэкономит ваше время и снизит риск несчастных случаев.
При выборе системы стаивания льда с дорожек в первую очередь следует учесть наши питерские климатические условия и размер планируемой обогреваемой площади. Зимний период в Северо-Западном регионе весьма капризный по температурным показателям. Поэтому, по словам специалистов, если разумно рассчитать параметры и подобрать комплектующие, система будет активна только во время снегопадов и оттепелей. Это примерно 40-50 дней в году, а не всю «северную» зиму. Соответственно снижаются затраты на энергопотребление. С учетом возможности наноса снега ветром и частичного расходования тепла на обогрев грунта оптимальной в нашей местности признана удельная мощность обогрева равная 250-300 Вт/кв.м.
Система снеготаяния включает в себя нагревательную часть, распределительную сеть и систему управления. Особое внимание стоит уделить нагревательным элементам, то есть греющему кабелю. Он бывает трех видов — резистивный, зональный резистивный и саморегулирующий. Преимущество резистивного кабеля в том, что он является самым дешевым, однако для этого кабеля существует опасность локального перегрева и нет возможности изменить длину отрезанного контура не меняя погонную мощность. К тому же теплоотдача этого типа кабеля на всех участках одинакова и что является большим минусом. Потому что условия, в которых находятся разные зоны кабеля, могут отличаться: один покрыт льдом, а другой совершенно сухой. Следовательно, эффективно система будет работать только в области наледи, а в других местах кабель будет перегреваться вхолостую.
Зональный кабель отличается средней ценой и высокой надежностью греющего контура, потому что в случае поломки не работает только поврежденный участок. Плюс погонная мощность зонального кабеля не зависит от его длины. В качестве недостатков можно выделить возможность локального перегрева. Самый дорогой вид кабеля это саморегулирующий. Его выделяет высокая надежность, удобство монтажа и независимость погонной мощности от длины контура (кабель можно нарезать произвольной длины). Но главное преимущество подобных элементов — это энергосбережение, так как мощность кабеля меняется в зависимости от температуры. Однако срок службы «самрегов» значительно ниже.
Принцип установки системы обогрева дорожек заключается в следующем: на подготовленное ровное основание (это может быть слой песка или гравия, старый асфальт, бетон) укладывается нагревательный кабель. Монтировать кабель необходимо только в оттаявший грунт, иначе может произойти неравномерное вспучивание почвы от холода. Затем кабель покрывается асфальтом, или засыпается песком, или заливается цементным раствором. И после, укладывается облицовка: тротуарная плитка, гранит, мрамор, асфальт и т.п. Если поверхность кабеля бетонируется, то ни в коем случае нельзя включать нагревательный кабель до полного затвердения стяжки (в среднем в течение месяца).
Наиболее известны нагревательные кабели норвежской компании Nexans, продукция Raychem (США), Thermocable шведской фирмы Thermo. Финляндская компания Ensto выпускает кабели Tassu, по всему миру известны нагревательные элементы Easyheat и Nelson концерна EGS Electrical Group (США, Канада). Франция производит два вида кабелей Silicord и Technitrace, а датская фирма Devi с полувековой историей славится кабелями Deviflex. Россия представлена на рынке нагревательными кабелями Ekkotec (совместное производство Россия-Германия) и кабелями Теплодор известной российской компании ССТ.
Говорить о средней стоимости нагревательных кабелей сложно, потому что на рынке достаточно большой разбег цен. Материальная сторона вопроса зависти от размеров сопротивления кабеля, его мощности, длины, ну и, конечно же, от вида кабеля.