Важнейшее из искусств

Проектирование домашнего кинотеатра

Быть домовладельцем – особый стиль жизни. И дело, прежде всего, в контроле над своей жизнью и ином отношении к себе. Строить дом – значит, предусмотреть и распланировать сначала в проекте, а потом в материале, зоны для приема пищи, отдыха, сна, для бесед с друзьями за бокалом сухого вина или чашечкой горьковатого никарагуанского кофе. Стремление позаботиться о себе даже в мелочах – признак зрелости. Желание обустроить в своем доме домашний кинотеатр – из той же оперы.

Что же такое настоящий домашний кинотеатр? Это акустическая система, экран, проектор, а также, что немаловажно, помещение, где все это будет располагаться, потому что под домашний кинозал подойдет далеко не каждая комната. Более того, его лучше планировать еще на стадии проекта дома – в этом случае вы сможете согласовать все необходимые тонкости с инсталлятором (компанией, проводящей установку кинотеатра) и избежать дорогостоящих ошибок. Чтобы было проще выбирать месторасположение персонального кинозала, определим некоторые параметры, которые необходимо учитывать.

Выбираем место

Любой домашний кинотеатр – уменьшенная копия настоящего «большого», и при уменьшении размеров он должен отвечать тем же требованиям, что и профессиональные кинотеатры. Вся разница – в масштабе: если зал кинотеатра обычно имеет площадь 300–500 кв.м., то домашний кинотеатр может вполне комфортно разместиться и на 30-40 кв.м. В остальном персональный кинозал решительно ничем не отличается от профессионального – качество и «картинки», и звука должно быть на высоте.

В США, где родилась и выросла концепция домашних кинотеатров, американцы давно предусматривают в проекте дома отдельное помещение площадью порядка 25-35 кв.м. – этого вполне хватает для домашнего кинотеатра, вмещающего до 8-10 зрителей. Отдельным помещение должно быть по простой причине: жилая комната – это большой объем, соединенный незакрытыми проходами с другими помещениями, чаще всего она имеет неправильную форму, далекую от прямоугольника, большую площадь остекления, острые углы. К сожалению, для использования в качестве кинозала такие помещения неприемлемы: звук заполняет все пространство, которое ему предоставлено, звуковая волна распространяется за пределы помещения, переотражается, дробится, «плутает» в деталях интерьера, искажаясь и мешая наслаждаться действом. При этом помещение кинозала не должно иметь кратного соотношения высоты, длины и ширины: звуки, отражаясь от стен и потолка, будут «пересекаться», накладываться друг на друга, искажаясь до неузнаваемости. Чем «катастрофичнее» помещение на взгляд ярого любителя прямых углов и параллельных линий, тем уютнее в нем звуку: наклонный потолок с ребрами балок, плавно расходящиеся под углом стены, ступеньками поднимающийся пол, неправильная форма помещения (в частности, обилие ниш) делают акустику только лучше.

На сегодняшний день самый распространенный способ увеличения звукоизоляции существующих стен и перегородок без существенного увеличения нагрузки на перекрытия - это устройство дополнительной стены на металлическом или деревянном каркасе с облицовкой его т.н. "гибкими" тонкими плитами из гипсокартона, ДВП и т.п. Пространство между листами и существующей стеной заполняется звукопоглотителем (как правило стекло- или минеральной ватой). При этом каркас имеет жесткое крепление со стеной, а облицовка жестко крепится к каркасу на гвоздях или шурупах. Таким образом, звуковые вибрации передаются от стены через обрешетку или профиль непосредственно на облицовку и успешно переизлучаются ей в защищаемое помещение.

При выделении отдельного помещения для кинозала на этапе проекта решается и еще одна проблема – звукоизоляция: ведь шум боевика не должен мешать спать детям. Значит, помещение, где предполагается разместить кинотеатр, следует тщательно изолировать. Двери делаются толстыми, плотно закрывающимися (в идеале - с резиновыми прокладками по периметру), пустоты в стенах и между конструкциями заполняются звукоизолирующими материалами. Про пол и потолок также не забывают. Тут годится и простая драпировка, и установка специальных акустических подвесных потолков и стеновых панелей. Один из вариантов безукоризненной звукоизоляции – так называемый насыпной пол (заполнение пространства под декоративной облицовкой слоем песка или очень мелкого гравия). Конечно, если вы твердо решили устроить домашний кинотеатр в уже отстроенном доме, и подходящих помещений нет, то профессионалы помогут вам и в этом случае. Но за гораздо более существенные деньги, зачастую сопоставимые со стоимостью самого аудиовидеокомплекса.

Нет телевизорам

Что бы там не говорили апологеты лучевых, плазменных и иже с ними жидкокристаллических телевизоров, кино родилось на экране и для экрана. И не кивайте в сторону свежепобеленной стены: современные экраны для домашних кинотеатров почти столь же высокотехнологичны, как и самолеты. Другой аргумент в пользу киноэкрана – все остальные средства отображения ограничены диагональю, да и цена «электронного» экрана растет пропорционально его размеру. А чем больше размер изображения, тем выше вовлеченность в происходящее на экране, к тому же именно внушительная диагональ экрана в первую очередь отличает кинопросмотр от вкушения телевизионного фаст-фуда. Размер экрана, на который будут проецироваться произведения киноискусства, связан с размером помещения, требуемого для построения домашнего кинотеатра. Существуют разные методики расчета оптимальных размеров экрана, но мы возьмем ту, что, по мнению специалистов, больше всего подходит именно для домашнего кино. Горизонтальный угол человеческого зрения равен 30 градусам, и если нам приходится длительное время смотреть на изображение, требующее большего угла зрения, мы начинаем испытывать дискомфорт. Это теория, а на практике дистанцию от экрана до зрительского кресла или диванчика надо разделить на 3,3, в итоге получив высоту экрана. Определить его ширину уже не составляет труда, если мы знаем, какой формат нам нужен – 4:3 или 16:9. Естественно, для домашнего кино больше подойдет 16:9, то есть 1,77:1. К примеру, если расстояние до зрительского места равно 3,3 м, то высота экрана будет 1 м, а его ширина – 1,77 м. Любителям «идеальной картинки» при таких расстояниях рекомендуют экран меньшего размера – примерно 75 см в ширину, так как при этом изображение получается более «слитным» и кинематографичным.

Есть и другие критерии: например, расстояние от пола до нижнего края экрана должно быть не менее 125 см. Таким образом, из выбора можно исключить «низкие» подвальные помещения и некоторые варианты цокольных этажей, либо сразу же в проекте определить высоту такого помещения не менее 2,5 метров – 1,25 м до экрана, сам экран, и небольшой зазор до потолка.

Чу! Я слышу звук…

Однако смотреть на пустой экран или любоваться фильмом без звука – удовольствие для просветленных личностей, коих немного, а остальные предпочитают качественный звук, который и доставляет огромную долю удовольствия при просмотре кино. Прятаться за диваном от шагов Годзиллы или затылком чувствовать взводящийся курок – что может быть лучше для киномана?

Собственно, именно акустика предъявляет к помещению вашего кинозала самые ощутимые требования: она определяет форму помещения, а также существенно влияет на выбор отделочных материалов и даже интерьер. Плохая акустика помещения с легкостью «убьет» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса. Стоимость акустической подготовки зависит от геометрии комнаты, меблировки, материалов стен и потолка. Именно поэтому планировать кинозал лучше всего на этапе проекта, когда еще не вложены основные средства в отделку и меблировку. С уверенностью можно сказать только одно: чем меньше комната, тем больше придется вкладываться в ее акустическую обработку. В идеале вам потребуется вызов специалистов-акустиков, расчет всех параметров и подбор материалов с учетом применяемой в будущем кинотеатре техники. Скорее всего, специалист проверит даже план расстановки мебели с помощью компьютерной программы моделирования «поведения» звука – бывает, что простая перестановка кресел улучшает его качество.

Анализ помещения и доводка его до идеала – дело специалистов, но некоторые детали мы вам все-таки расскажем. Во-первых, в комнате должно остаться как можно меньше ровных и жестких поверхностей (например – стен, оклеенных обоями), и, соответственно, как можно больше мягких и рельефных поверхностей, объектов неправильной формы. Кафель, керамика, стекло, металл, ламинат, пластик (в частности, натяжные потолки) и иногда даже кожа (например, туго натянутая обивка дивана или кресла) из комнаты департируются, а при возможности в интерьер вводятся минеральная штукатурка, натуральное дерево, ковры, толстые ткани с интересной фактурой, тканевые и ковровые обои. Окон, разумеется, тоже должно быть по минимуму, и они в обязательно порядке занавешиваются тяжелыми шторами, желательно – в несколько слоев. Во-вторых, никаких стеклянных сервантов и полочек с посудой – на их место (если его надо занять) скорее придут книжный шкаф, набитый тяжелыми томами, или коллекция гобеленов. В-третьих, чтобы не пугать детей и слабонервных домочадцев громовыми басовыми звуками, установите в помещении побольше крупных пуфов, разложите большие диванные подушки, используйте мягкий диван, на пол положите ковер с плотным и крупным ворсом. Также имеет смысл развесить ковры на стенах, чем больше будет их площадь – тем лучше для звукопоглощения. Эффективность стенных ковров значительно возрастет, если они будут крепиться только верхней кромкой к деревянной балке, так чтобы они свободно висели на расстоянии 5-10 см от стены.

Место под солнцем

Качество звука в вашем домашнем кинотеатре не в последнюю очередь зависит и от расположения «посадочных мест». Обычно диван (если он один) располагается примерно на расстоянии 1/3 длины комнаты от «задней» стены вне зависимости от того, пять или семь акустических систем используется в кинотеатре. Фактически диван находится на пересечении «звуковых осей», так как колонки располагаются практически друг напротив друга, а диван стоит между всеми ними. Если есть желание устраивать просмотр всей семьей или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел, но и тут есть свои подводные камни. Категорически нельзя ставить кресла рядом с диваном с разных сторон. Сидящие на креслах по краям слушатели будут ощущать явный дисбаланс каналов кинотеатра: ближайшая тыловая колонка будет «долбить» прямо в ухо, а наиболее удаленной от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Эффект присутствия в гуще событий полностью пропадет, и удовольствия от просмотра не будет ровным счетом никакого. Но выход есть – достаточно поставить кресла «вторым рядом», или же поставить второй диван чуть сзади первого. Если комната, в которой используется домашний кинотеатр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых колонок не сможет охватить всех сидящих — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов, то есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для одного ряда сидящих людей. Если же комната имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 9-10 человек по схеме «3 ряда по 3 места») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а, значит, их звук будет успевать распространяться более широко.

Что же, рано или поздно вы нажмете «play», и жизнь ваша изменится. В ваш дом придут ни с чем не сравнимые ощущения. Вы будете заворожено следить за спуском горнолыжника: хруст снега, скрип лыж, радость, которую, кажется можно потрогать, ощутить. Вас захватит рев лавины или грохот морского прибоя. Вы почувствуете музыку на вкус, она словно жидкая совершенная среда будет обволакивать вас, вовлекать, звать за собой, очищать. Воистину, важнейшим из искусств для нас по-прежнему является кино. В исполнении домашних кинотеатров.

Иван Петров

Кстати, об интерьере: если вы пользуетесь услугами дизайнера, то его мнение в формате «…а компоненты домашнего театра и колонки будут вот тут, тут и тут» в расчет не принимается. В еще пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учетом этого, додумывать остальную обстановку. Если вы сами не готовы составить проект кинозала, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции.

Ширина комнаты может определяться последующим расположением акустических систем – если фронтальные колонки будут располагаться по углам комнаты параллельно экрану, то к его ширине добавится ширина самих колонок и дополнительное пространство, необходимое для «правильной» акустики. Длина комнаты в этом случае должна быть не менее 4,5 м – иначе проектор придется устанавливать сбоку от экрана с включенной коррекцией трапецеидальных искажений, что в свою очередь может не очень хорошо сказаться на качестве изображения. Да и акустика (о ней чуть ниже) будет далеко не идеальной. К тому же если размеры комнаты не позволят спозиционировать места для просмотра в «правильном» именно для вас расстоянии от экрана, то вы будете чувствовать физическую утомленность (если экран слишком близко – пострадает шея, а если слишком далеко – глаза).

Учтите: любая серьезная покупка – своего рода тест на культуру. Когда любой человек хочет приобрести какую-то вещь, он идет в магазин и покупает ее, но он не хочет платить за консультацию, поскольку ему кажется, что ее, во-первых, ему навязывают, а во-вторых, что цена в результате будет неоправданно высока. Но домашний кинотеатр – это не электрический чайник, и в этом случае консультация специалиста просто необходима.

В разрезе размерных проектных уточнений нас интересуют и «конечные» акустические устройства, в простонародии называемые «колонками». На сегодняшний день при воспроизведении звука в домашних условиях чаще всего используется система 5.1, называемая так из за количества колонок: пять акустических систем (АС) для воспроизведения средних и высоких частот, и одна (сабвуфер) – для низких. Расширенный вариант такой схем – 7.1, где акустических систем соответственно семь плюс тот же сабвуфер. Учтите, что звуковые дорожки для фильмов записываются из расчета формата 5.1, а схема с семью колонками чаще используется для прослушивания музыкальных дисков – SACD и DVD-Audio.

В идеальном мире, где геометрия комнат прекрасна, акустика совершенна, а места для зрителей всегда достаточно, колонки в системе 5.1 расставляются так: центральная АС и фронтальная пара расположены на линии воображаемой окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны, а расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель-экран». Такое расположение не случайно – именно при такой расстановке производится запись и сведение звуковых дорожек к кинофильмам на современных студиях. Поэтому при правильном расположении колонок звук, который вы услышите, будет совершенно идентичен тому, как это запланировал звукорежиссер. Если вы счастливый владелец системы 7.1, то расположение будет чуть-чуть другое – в этом случае тыловых колонок не 2, а 4, и две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади. Выбор системы зависит в том числе и от озвучиваемой площади – особого смысла в построении системы 7.1 в комнате до 15 кв. м нет, поскольку колонки окружающего звучания будут находиться близко от головы слушателя, а значит легко локализовываться на слух, что не очень хорошо. С другой стороны, для комнаты 40 кв. м. использование системы 5.1 может стать причиной «бедности» звуковой картинки.

Немаловажно учесть при установке «партера» и расположение техники, которой придется управлять – DVD-плеера, ресивера, проектора. Дело в том, что пульты управления имеют эффективный рабочий угол, за пределами которого команды уже не принимаются. Другими словами, техника должна находиться в пределах видимости с места просмотра, желательно – на прямой линии, иначе вам придется принимать неестественные позы при попытке запустить диск, поставить фильм на паузу или же отрегулировать громкость звука. Кстати, не следует пугаться того, что вы запутаетесь в двух-трех пультах – существуют перепрограммируемые пульты дистанционного управления, которые могут управлять несколькими устройствами и даже позволяют создать для каждого члена семьи индивидуальное меню виртуальных «кнопок».

Провода-невидимки

Понятно, что пока все вышеуказанное не будет между собой как-нибудь соединено, кинотеатр считать работающим не получится. Святая святых для любой техники – система кабелей. Можно выделить три основных типа колоночных кабелей: «обыкновенный», с круглыми в сечении проводниками, состоящими из одной, нескольких или множества жил, «плоский», в котором используются те же жилы, только для удобства прокладки проводники и диэлектрик как бы «сплющены», и «ленточный» – в этом случае применяется одна или несколько плоских моножил ленточного типа (в итоге толщина кабеля часто не превышает 1 миллиметра). Вариантов прокладки и маскировки кабеля несколько, и это уже зависит от того, на каком этапе вас посетило желание построить домашний кинотеатр. Если вы (на что мы по-прежнему искренне надеемся) все продумали заранее и определились еще на этапе проекта коттеджа, то здесь все достаточно просто – кабели прокладываются в стене, там же где и все остальные коммуникации. Единственное ограничение – колоночные кабели нежелательно укладывать ближе, чем на 10 см от силовых (особенно серьезного сечения), так как наводки от электросети могут не самым благоприятным образом повлиять на качество звука. Если же вы строите кинотеатр в уже готовом коттедже, то решений может быть несколько. Во-первых, обычный круглый кабель можно уложить в кабель-канал плинтуса (если, конечно, этот канал есть). Вывод кабеля из канала можно сделать бюджетным (дырка в плинтусе) и приличным (блок коммутации или розетка). В этом случае опять же действует требование не размещать аудио- и силовые кабели рядом, поэтому если у вас в плинтусе уже есть разводка обычных силовых розеток, то о таком варианте лучше забыть. Во-вторых, кабель можно разместить на стене и покрасить его в ее же цвет (обычно кабели совершенно спокойно относятся к покраске). И, в-третьих, можно купить ленточный кабель и просто положить его под ковер – малая толщина кабеля будет совершенно незаметна и ничем вам не помешает.